Семейная интегративная психотерапия: помощь вашей семье на пути к гармонии

Терапевтический подход

Представляющий собой дальнейшее развитие семейной терапии, данный подход рассматривает семейную систему или организационную систему в качестве ресурса, на основе которого могут развиваться как способности и сильные стороны, так и поведенческие расстройства отдельно взятого члена системы. Если член группы проявляет психические или поведенческие расстройства, то он рассматривается как носитель симптома всей системы. Это может проявляться, например, в типичных личностных конфликтах с партнером или в повторяющихся проблемах с клиентами или коллегами. Дальнейшее развитие системной терапии на настоящий момент знаменуется отсутствием четкого учения о расстройствах, например, диагностика «расстройств» или даже «психических заболеваний» вместе с традиционными психопатологическими концепциями в основном отклоняется как неадекватная. С одной стороны, это ведет к терапевтической близости к ориентированным на решение подходам, и одновременно может быть крупнейшим, с трудом преодолимым разногласием с основными направлениями психотерапии и самосознанием немецкой системы здравоохранения, которая работает, в значительной степени ориентируясь на заболевание, а в теоретическом плане ориентирована на бихевиористский или психоаналитический подход. Социальные или психические отклонения обозначаются не как «болезнь» или «патология», а как принципиально понятная реакция на проблемы или требования, которые сами могут быть проблемными.

Что такое субличность?

Психолог Ричард Шварц, работая с людьми с пищевыми расстройствами, заметил, что перед приступом объедания, в головах клиентов звучат несколько внутренних голосов, словно внутри находится несколько личностей. Будучи учеником создателя структурного подхода к терапии семьи Сальвадора Минухина и, опираясь на идею множественности психики, Ричард Шварц создал терапевтический подход, который получил название системная семейная терапия субличностей.

Субличности – это внутренние части нас. Они появляются в различные моменты нашей жизни в сложных, порой травматичных ситуациях. Чтобы справится с подобной ситуацией, психика придумывает новый алгоритм действий (или часть=субличность, которая отвечает за этот алгоритм), который становится в ряд других способов из нашего арсенала реакций. При оптимальной картине человек способен управлять такими частями. Но если у человека есть опыт, когда он не справился ситуацией, субличности перестают ему доверять и начинают жить своей бесконтрольной жизнью, появляясь там, где человек их видеть бы не хотел. Эти субличности стремятся по-прежнему выполнить ту функцию, для которой были созданы – продемонстрировать совладающую реакцию.

….Итак, я стала спрашивать, что происходило с Ваней, в тот самый момент, когда подруга язвила в его адрес при общих знакомых. Оказалось, что он здорово разозлился, но сдерживал злость при себе. Переводя на язык субличностей, одна ванина часть была в гневе на подругу, а другая часть стояла на страже этого гнева и отвечала за то, чтобы злость не вырвалась наружу, и никто ее не увидел. Вспомним, что придя домой, Иван ругал себя. Таким образом, была третья часть, критикующая…

Оказывается, у каждого человека таких субличностей может насчитываться около сотни – это цифра принятой нормы.

…Я спросила Ивана, какая часть приносит ему наибольший дискомфорт, с кем бы он хотел разобраться для начала. Мишенью стала сдерживающая часть.

Чего же хотела эта часть для Вани? Выяснилось, что она реализовывала задачу адаптации. Основные ее намерения заключались в отсутствии конфликтов с окружающими

Очень важно было ни с кем не ссориться, иначе… Здесь самый важный момент: чего же боялась эта часть? Она боялась одиночества Вани и отвержения его приятелями как реакции на высказывание им своего мнения. Эта часть помнит, как одиноко было Ване в школе, когда он позволял выходить злости наружу, конфликтовал с одноклассниками и в результате был отвергнут большей частью класса

Тогда он чувствовал себя «белой вороной», и это был тяжелый период его жизни. Сдерживающая часть не могла позволить ему снова прикоснуться к этим тяжелым чувствам, поэтому принимала решение о поведении Вани вместо него – сдерживаться и молчать!

Обнаружить заботу в действиях сдерживающей части было для Ивана удивительным! Он увидел ситуацию с другой стороны: эта не трусливая часть, это защищающая, предвосхищающая часть. Оставалось передоговориться с ней, чтобы функции защиты от одиночества он взял на себя. Чтобы он сам смог оценивать угрозу ситуации и выбирать адекватное ей поведение.

Надо сказать, что действовать по-новому, по-иному всегда сложно: хотя бы потому, что менее безопасно: результат непредсказуем. Но действия «по-другому» приводят к новому результату. Ваня осмелился сказать подруге, что он чувствовал в той ситуации. Подруга практически не смягчилась, однако это был прецендент, когда Иван сообщил ей о том, как он себя чувствовал и что думал на самом деле. Внутренний критик, видя новое смелое поведение Вани, утих.

В процессе терапевтической работы ядру личности возвращается авторитет, а субличностям предлагается новая сфера ответственности.

Шварц рассматривает субличности как части внутренней семейной системы, предположив, что они подчиняются законам семейного функционирования. Такое понимание открывало особенный взгляд на способы и цели терапевтического вмешательства. Благодаря такому видению в руках психолога оказываются как карта терапевтического процесса с конечной точкой, так и прикладные инструменты достижения этой точки.

В результате прохождения системной семейной терапии субличностей человек научается слышать себя дифференцированно от влияния реактивных частей личности, что облегчает принятие решений и обеспечивает внутренний комфорт и так желанную гармонию.

Модальность ОППЛ — Системная Семейная психотерапия (ССТ)

Профессиональная ассоциация — РОО Общество семейных консультантов и психотерапевтов. Общество существует с 1998 года. Общество является членом Тренингового Комитета Европейской Ассоциации Семейных Терапевтов.(TIC-EFTA) Сотрудничество с ОППЛ это участие в работе Комитета модальностей, организация секций на конференциях, проводимых ОППЛ.

Общество объединяет авторитетных признанных профессиональным сообществом специалистов, помогающих семье. Оказывает профессиональную поддержку коллегам, проводит консилиумы сложных случаев.

Общество способствует профессиональному росту членов Общества и продвижению профессии в социуме . Общество обеспечивает средства создания, проверки и распространения профессиональной научной и практической информации.

Общество содействует развитию системы психологической помощи семье, созданию условий для детства без насилия, старости без заброшенности, для повышения качества жизни трудоспособного населения.

Общество популяризует семейную психотерапию. Многие члены Общества.

Общество проводит два раза в месяц коллективные супервизии сложных случаев для своих членов, ежемесячно открытые заседания для всех желающих, обсуждая популярные аспекты Системной семейной психотерапии. Информацию об этом можно прочитать на сайте Общества www.supporter.ru

В соответствии со стандартами TIC-EFTA разработаны программы обучения ССТ. Общая программа обучения 910 часов, короткий вариант-510. С 2003 г. обучение проводится в Институте практической психологии и психоанализа, на кафедре Системной семейной психотерапии, заведующая Варга А.Я. В Институте групповой и семейной психотерапии, руководитель программы Черников А.В.

А.Я. Варга, представитель модальности в ОППЛ, читает лекцию.

Общество ежегодно участвует в конференциях Европейской Ассоциации Семейных психотерапевтов и Международной ассоциации семейных терапевтов.

Члены Общества на 7-й встрече тренеров EFTA-TICTraining and Research: Fostering resilient systems. Охрид, 21-23 сентября 2012.

Члены Общества на 7-й встрече тренеров EFTA-TICTraining and Research: Fostering resilient systems. Охрид, 21-23 сентября 2012.

В последнее время в области ССТ активно развиваются несколько новых направлений.

1. Эмоционально-фокусированная психотерапия пар. Автор Сьюзан Джонсон.Канада. Непосредственно у нее обучается член нашего общества и преподаватель наших программ Люси Микаэлян.

2. Нарративная психотерапия. Авторы Майкл Вайт и Дэвид ЭпстонАвстралия. В тесном сотрудничестве с ними работают наши коллеги Екатерина Жорняк и Екатерина Дайчик.

3. Подход Мюррея Боуэна. Общество организовало и провело 2-х летний курс обучения этому подходу в 2000-2002гг. Тренеры и преподаватели Кэтрин Бейкер и Питер Тайтельман, США. Питер Тайтельман — ученик Мюррея Боуэна. Общество перевело и издало избранные труды Мюррея Боуэна и его коллег. До этого подход не был известен в России.

Члены Общества выпустили несколько коллективных монографий.

1. Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Ред. Кэтрин Бэйкер и Анна Варга. М. Когито-центр, 2005,  2008,  496с.

2. Системная семейная психотерапия: классика и современность. Ред. Черников А.В. М. Класс, 2005

3. Системная психотерапия супружеских пар. Ред. Варга А.Я.М. Когито-центр, 2012,  342с.

Члены Общества много делают для продвижения профессии в обществе, для популяризации системной семейной психотерапии.

Например, председатель правления Общества Гражина Будинайте вела передачу «По семейным обстоятельствам», ВГТРК «Радио Культура» — еженедельно, с октября 2006 по июль 2008 г. Неоднократно выступала по телевидению по актуальным темам функционирования семьи.

Наши специалисты

Наталья Спокойная. Директор IIS-Berlin

  • обучающий тренер по системным расстановкам; 
  • мастер тренер Мировой Ассоциации Бизнес-Расстановщиков; 
  • сертифицированный психотерапевт Мировой WCP (https://www.worldpsyche.org/wcpc_holders) и Европейской EAP (https://www.europsyche.org/) Ассоциаций Психотерапии; директор Интернационального Института системных расстановок (Берлин); 
  • преподаватель OППЛ международного уровня;
  • бизнес коуч;
  • системный коуч-травматерапевт:
  • автор методики BEMS Model «Body-Emotions-Mind-Spirit» или 4-частная модель «Дух-Интеллект-Эмоции-Тело» для работы с травмой человека, семьи, организации, группы, общества; 
  • сертифицированный специалист по системной сексуальной терапии (сертификация в Институте Сексуальной Терапии (Гейдельберг, Германия);

Другие подходы

В качестве отправной точки системной терапии рассматривается по возможности наиболее точное разъяснение договора между терапевтом и клиентом (слово «пациент» в большинстве случаев отклоняется). Когда цели лечения становятся конкретными и приемлемыми как для терапевта, так и для клиента, можно начинать собственно терапию. В случае, если терапия длится несколько сеансов, разрешается новое уточнение договора, так как цели терапии со временем могут меняться. В качестве предпочтительной формы рассматривается небольшое количество сеансов по возможности с максимальными промежутками между ними, во время которых клиент пытается опробовать новые знания, полученные во время сеансов, в жизни и (или) выполняет так называемые домашние задания. В этом отношении системно-терапевтический подход характеризуется экономичностью, которая делает акцент на личной инициативе клиентов. Используемые техники, виды терапевтических вмешательств, методы:

  • Круговые вопросы, цель которых — выяснить возможную позицию третьего лица (в том числе и присутствующего);
  • Шкальные вопросы для выяснения различий и прогресса в терапии;
  • Позитивная оценка и выработка позитивного аспекта проблемного порядка вещей;
  • Рефрейминг порядка вещей необходим для того, чтобы стимулировать изменения значения или интерпретации;
  • Парадоксальное вмешательство – как правило, описание проблемного поведения для того, чтобы изменить автоматизмы;
  • Домашнее задание различного, индивидуально-ориентированного характера, выполняются между сеансами;
  • Метафоры, параболы и истории как техника работы с возможным «сопротивлением»;
  • Опрос исключений из проблемного порядка вещей, чтобы уточнить изменяемость статистически рассматриваемого порядка вещей;
  • Применение сослагательного наклонения для фокусировки на вариантах и возможностях;
  • Скульптура – изображение семейных отношений с точки зрения клиента;
  • Социограмма – графическое изображение социальных отношений;
  • Групповая рефлексия – см. в статье о Томе Андерсене;
  • Приглашение членов семьи или друзей принять участие в отдельном сеансе или фазах терапии;

и многие другие.

Процесс обучения

Обучение системным расстановкам и системному коучингу проходит в интернациональных группах, в которых собираются представители различных национальностей, культур и религиозных конфессий. Расстановка, в которой участвуют члены подобных групп, включает в себя весь спектр всевозможных динамик, взглядов, чувств, ощущений, которые встречаются в реальной жизни. Это позволяет сделать процесс обучения глубоким и многогранным, и в то же время живым и интересным.

Процесс обучения, как правило, включает в себя:

  1. Модуль (от 2 до 4 дней) — теоретические и практические занятия, упражнения, демонстрации.
  2. Клиентские группы. На них возможно сделать глубокую личную работу и пройти стажировку у опытных преподавателей.
  3. Группы практики. На них с первого модуля студенты под руководством опытных преподавателей-расстановщиков в небольших группах будут учиться работать самостоятельно.
  4. Супервизионные расстановочные группы. Супервизионные группы планируется проводить в конце каждого курса. Каждый студент перед аттестацией должен пройти лично минимум 2 супервизии.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: