Мир книг: искусство придумывать и воплощать в них великолепные истории

Психодинамика и психотерапия депрессий / издательство скифия | издание и распространение книг

Из предисловия:

В этой книге я предпринимаю попытку обратиться к новому направлению частной психотерапии и обобщить свои клинические наблюдения и данные других авторов о психодинамике и психотерапии депрессий.

Причин обращения к этой теме достаточно много, но главная состоит в том, что, пытаясь найти что-либо достаточно основательное по этой проблеме, я обнаружил, что практически все психотерапевтические издания, обобщая те или иные методические подходы, при обращении к частным проблемам становятся фрагментарными, непоследовательными и даже противоречивыми. Если хотя бы часть этих недостатков мне удалось преодолеть, я буду считать свою задачу выполненной.

За мою уже 30-летнюю профессиональную деятельность мне приходилось заниматься самыми различными проблемами, поэтому, подводя определенный итог, я включил в эту книгу некоторые статьи, доклады, рецензии и аналитические разработки, не утратившие, как мне представляется, своей актуальности.

И все-таки главная тема — депрессии. Я хотел написать эту книгу как можно более простым языком, чтобы она была понятна не только психотерапевтам и психологам, независимо от их принадлежности к тому или иному направлению, но и широкой профессиональной аудитории из смежных областей знания. Насколько мне это удалось, судить читателю.

Расширенное определение модальности

Позитивная психотерапия — это краткосрочный гуманистический метод, использующий психодинамическую модель работы с конфликтами и чувствительный к транскультуральным особенностям. Название метода происходит от латинского слова «positum» — данное в реальности, фактически имеющееся положение вещей. Метод разработан Н. Пезешкианом в 1968 г в Германии (Висбаден). Основными принципами подхода являются: 1) принцип надежды — акцент на человеческих способностях и ресурсах; 2) принцип баланса — анализ состояния клиента исходя из модели баланса 4 жизненных сфер (тело, деятельность, контакты, смыслы); 3) принцип консультирования — использование структурированной 5-ступенчатой модели консультирования.

Первый из них — принцип надежды воплощает гуманистическую основу метода. Мы считаем, что человек от рождения способен к адаптироваться и совершенствоваться. Его способности развиваются по мере обретения и осмысления жизненного опыта, а позднее — с помощью целенаправленной тренировки. Мы выделяем две базовых способности человека:

  • любить (вступать в отношения с окружающим миром и людьми, чтобы удовлетворить свои потребности) и
  • познавать (развивать свои знания и умения, чтобы лучше удовлетворять потребности).

Таким образом, все человеческие реакции, в т.ч. конфликты и симптомы мы рассматриваем как попытки, пусть и не всегда удачные, приспособиться и развить свои способности. Такой ориентированный на ресурсы подход позволяет человеку осознать, что он «не так уж плох», принять ситуацию и сосредоточиться на имеющихся ресурсах для поиска более оптимальных путей адаптации.

Второй принцип — принцип баланса — отражает психодинамический взгляд на происхождение, содержание и лечение симптомов. Мы рассматриваем жизнь, развитие личности и реакцию в четырех измерениях (тело, отношения, достижения, будущее). Нарушение баланса между ними ведет к конфликтам и заболеваниям. Поэтому в центре внимания терапии оказывается не патологические реакции, а содержание и динамика стоящих за ними конфликтов ожиданий, мотиваций и/или концепций. Такой подход позволяет клиенту справиться с корнем проблемы и свести к минимуму возможность ее рецидивов.

И наконец третий — принцип консультации — предлагает клиенту активную роль в терапии с самой первой встречи. Это возможно благодаря хорошо структурированной и простой пятиступенчатой модели терапии, позволяющей довольно быстро выявлять и разрешать внутренние конфликты. Носсрат Пезешкиан предложил целый ряд инновационных терминов и техник, настолько простых и естественных, что пациенты легко учатся ими пользоваться. Это обеспечивает краткосрочность метода. В процессе терапии, клиент учится основным приемам и может уже сам помогать себе и своим близким. Носсрат Пезешкиан часто говорил: «здоров не тот, у кого нет проблем, а тот, кто умеет их решать».

На данный момент Висбаденская Академия Позитивной Психотерапии, основанная Н.Пезешкианом в 1980-х годах, является вторым по размеру в Германии высшим учебным заведением, предоставляющим постдипломное психологическое образование. Сертифицированные специалисты в этом подходе работают более чем в 80 странах, более чем в 25 странах существуют аккредитованные Всемирной Ассоциацией Позитивной Психотерапии центры и тренеры, преподающие в этом подходе. Позитивная психотерапия аккредитована как модальность для Европейского и Мирового Сертификатов психотерапии.

Базовая литература на русском языке:

  • Гончаров М.А. Операционализация конфликтов в позитивной психотерапии, 2014.
  • Кириллов И.О. Базовый курс позитивной психодинамической психотерапии. Рига.: Издательский дом megapressgroup, 2007 — 240 с.
  • Пезешкиан, Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт. — Москва: МарТ, 1996. — 336 с.
  • Пезешкиан, Н. Психосоматика и позитивная психотерапия: Пер. с нем./Носсрат Пезешкиан. — 2-е издание. — М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. — 464 с.
  • Пезешкиан, Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов. — СП. Речь, 2001. — 288 с
  • Пезешкиан, Н. Торговец и попугай. Издательство: Институт позитивной психотерапии, 2006. — 160 с.
  • Сайт Всемирной Ассоциации Позитивной Психотерапии: www.positum.org
  • Сайт Московского Центра Позитивной Психотерапии: www.positum.net

Об Авторе:

Михаил Михайлович Решетников — российский врач и психолог. Доктор психологических наук (1991), кандидат медицинских наук (1983), профессор (1993), Заслуженный деятель науки РФ (2010). Окончил Военно-медицинскую академию (1973), служил в войсках, участник Афганской войны.

С 1979 — на научной и преподавательской работе. В 1982–1993 — один из научных руководителей ряда исследовательских программ Министерства обороны СССР и России, посвященных поведению и деятельности людей в условиях вооруженных конфликтов, техногенных кризисов и экологических катастроф. За личные заслуги в изучении боевой психопатологии награжден Орденом Красной звезды (1989), а в 2011 — Орденом Вернадского.

С 1991 года по настоящее время — организатор и ректор Восточно-Европейского Института Психоанализа (Санкт-Петербург), с 2008 — президент Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии (Вена, Австрия) и ЕКПП-Россия, с 2011 — председатель Общероссийского Совета по Психотерапии и Консультированию (Москва).

Член экспертных советов при Совете Федерации РФ и МЧС РФ, член Ученого совета Философского факультета Санкт-Петербургского Государственного Университета и Ученого совета Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины, член УМО по психологии (при Московском государственном университете), член Президиума Российского Психологического Общества, член редакционных коллегий ряда российских и зарубежных профессиональных изданий в области психологии, психотерапии и психиатрии.

Автор более 200 работ в области психопатологии, психотерапии и психологии массового поведения в условиях вооруженных конфликтов, техногенных катастроф, экологических и социальных кризисов, в том числе 9-ми монографий, в частности: Аутогенная тренировка (1986), Современная российская ментальность (1995; 2-е изд.1996); Психодинамика и психотерапия депрессий (2003); Общественное признание в современной России (2004); Психическая травма (2007); Психическое расстройство (2008); Психология коррупции (2008); Типичные ошибки и трудности начала терапии (2009); Психология войны — от локальной до ядерной: прогнозирование состояния и поведения людей (2011). Составитель и редактор сборников работ и материалов международных конференций: Психология и психопатология терроризма — гуманитарные стратегии антитеррора (2004); Психоанализ депрессий (2008).

Зигмунд Фрейд. Полное собрание сочинений в 26 томах

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: